официальный сайт
Конституционный Суд
Республики Северная Осетия-Алания
Главная страница/О суде/ История
 

История

 

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
 
 
Органы конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации начали создаваться, когда Россия в конце ХХ века взяла твердый курс на построение правового федеративного государства. Первоначально в субъектах Российской Федерации такими органами являлись как конституционные (уставные) суды, так и комитеты конституционного надзора - так называемые квазисудебные органы, целью создания которых явилось обеспечение защиты конституций субъектов РФ.
Республика Северная Осетия – Алания одной из первых среди субъектов Российской Федерации 23 ноября 1990 года приняла специальный Закон «О конституционном надзоре в Северо-Осетинской АССР». Тогда же был образован и начал свою деятельность Комитет конституционного надзора СО АССР.
В его состав Верховным Советом СО ССР были назначены известные политики и юристы: Фидаров Казбек Японович – председатель; Кадиев Константин Николаевич – заместитель председателя; члены Комитета - Цалиев Александр Михайлович – кандидат юридических наук, доцент Северо-Осетинского государственного университета; Плиев Эдуард Григорьевич – декан юридического факультета Северо-Осетинского государственного университета, доцент, кандидат юридических наук; Галуза Юрий Павлович - член коллегии адвокатов СО АССР.
В дальнейшем в связи с назначением Цалиева Александра Михайловича Министром юстиции Республики Северная Осетия – Алания 20 февраля 1996 года членом Комитета назначен Дзиов Руслан Казантемирович. 19 ноября 1998 года Постановлением Парламента Республики Северная Осетия – Алания председателем Комитета назначен Чеджемов Таймураз Бецаевич – кандидат юридических наук, доцент.
В рамках вышеупомянутого Закона Комитет обладал лишь полномочиями по принятию решений, носящих рекомендательный характер, т.е. осуществляя функции конституционного нормоконтроля, фактически не отменял противоречащие конституции нормативные акты, а лишь обращал внимание соответствующих органов на их неконституционность.
С целью укрепления конституционной законности и более эффективной защиты конституционных прав и свобод граждан Парламентом Республики Северная Осетия – Алания 30 апреля 1999 года был принят новый Закон «О Комитете конституционного надзора в Республике Северная Осетия – Алания». Он более подробно регулировал вопросы образования, компетенции и деятельности Комитета конституционного надзора. Юридический статус его заключений был теперь значительно выше, поскольку они стали носить окончательный характер, обжалованию и опротестованию не подлежали, вступали в законную силу сразу же после принятия и отменяли неконституционные нормативные акты.
За время работы Комитетом конституционного надзора было рассмотрено 85 дел, 19 из которых касались защиты прав и свобод человека и гражданина, а остальные, в основном, были связаны с избирательным законодательством, законодательством в сфере экономики, образовании и деятельности органов государственной власти, налогообложения, экологии, суверенитета республики, местного самоуправления и др.
Дальнейшее развитие органа конституционной юстиции Республики Северная Осетия – Алания было связано с принятием Федерального конституционного закона 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» в соответствии с которым субъектам РФ была предоставлена возможность образования конституционных (уставных) судов.
Республика Северная Осетия – Алания одной из первых воспользовалась указанным правом. 19 июля 2000 года в Конституцию РСО-Алания были внесены изменения и дополнения, связанные с преобразованием Комитета конституционного надзора в Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания. 15 июля 2001 года был принят Конституционный Закон «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания», определяющий правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Республики Северная Осетия – Алания, его место в судебной системе, статус его судей, а также правила конституционного судопроизводства.
Публично-правовой статус Конституционного Суда РСО-Алания в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия – Алания» определяется тем, что это «судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства». Он призван обеспечивать правильное понимание и применение на практике положений Конституции РСО-Алания, давая им официальное толкование, выступать в качестве гаранта ее верховенства, проверяя на соответствие ей нормативные акты меньшей юридической силы, разрешать споры о компетенции между различными органами власти.
Деятельность Конституционного Суда основывается на принципах законности, независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон. Конституционный Суд осуществляет свою компетенцию не по собственной инициативе, а только по обращению, поданному органом или лицом, правомочным обращаться в Конституционный Суд Республики Северная Осетия – Алания.
Преобразование Комитета конституционного надзора в Конституционный суд позволило существенно усилить юридическую силу его решений. В соответствии с законом они являются окончательными, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Решение Конституционного Суда Республики Северная Осетия – Алания действует непосредственно и не требует подтверждение другими органами и должностными лицами. Нормативные акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Более того, решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных законом случаях.
Начало формирования Конституционного Суда было положено с назначением 19 июля 2001 года Председателем Конституционного Суда Цалиева Алесандра Михайловича - доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой конституционного права юридического факультета Северо-Осетинского госуниверситета, государственного советника юстиции второго класса. 10 октября 2002 года были назначены  еще двое судей - заместитель председателя - Бежанов Александр Викторович - советник юстиции, Почетный работник прокуратуры СССР и судья-секретарь - Батаева Татьяна Васильевна, старший преподаватель юридического факультета Северо-Осетинского госуниверситета. Таким образом, полномочный состав Конституционного Суда Республики Северная Осетия – Алания был сформирован, что позволило Суду осуществлять свою деятельность.
     Деятельность Конституционного Суда Республики Северная Осетия – Алания обеспечивает Аппарат Суда, который состоит из государственно-правового отдела и отдела финансового и организационного обеспечения. Возглавляет аппарат Каргинов Сослан Николаевич – Руководитель Аппарата, действительный государственный советник Республики Северная Осетия – Алания 1 класса, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права юридического факультета СКГМИ
При Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания создан Научно-консультативный совет, в состав которого входят известные ученые и специалисты различных отраслей права.